Из истории образования в России: от древности до наших дней

Из истории образования в России: от древности до наших дней



 В рамках проведения Недели наставничества, приуроченной к Году педагога и наставника в России, в школе-интернате был оформлен стенд «Из истории школы: от древности до наших дней». Ребятам было интересно узнать, как менялась школа на протяжении столетий.

 

Справочно

 

В Древней Руси поначалу были училища, постепенно превращавшиеся в школы. Например, известно о существовании школы, основанной Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. В древнерусских школах изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию.

В Московском государстве обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму. В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию

При Петре, в 1714 году, образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян). Он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Царь понимал необходимость профессионального образования. Одним из последних детищ Петра стала Академия наук. Ее император учредил в 1724 году.

При Екатерине II впервые в России стала внедряться классно-урочная система, был составлен первый четкий образовательный план и единый список учебников, введены три типа школ: приходские, уездные училища и гимназии (или губернские училища). В школах могли учиться дети из любых сословий, образование в первых двух было бесплатным.

В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети.

Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы.

После Октябрьской революции 1917 года Советская Республика ставила ей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним: начальным - с 1 по 4 класс; неполным средним - с 5-го по 7-й; средним - 10 классов. Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ: Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений.