В рамках проведения Недели наставничества, приуроченной к Году педагога и наставника в России, в школе-интернате был оформлен стенд «Из истории школы: от древности до наших дней». Ребятам было интересно узнать, как менялась школа на протяжении столетий.
Справочно
В Древней Руси поначалу
были училища, постепенно превращавшиеся в школы. Например, известно о
существовании школы, основанной Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. В древнерусских
школах изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку,
астрономию.
В Московском государстве обучение
шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния
апостолов и Евангелие, затем переходили к письму. В старших классах осваивали
«семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение,
арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание,
то есть астрономию
При Петре, в 1714 году,
образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме
крестьян). Он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей
обучали». Царь понимал необходимость профессионального образования. Одним из
последних детищ Петра стала Академия наук. Ее император учредил в 1724 году.
При Екатерине II впервые
в России стала внедряться классно-урочная система, был составлен первый четкий
образовательный план и единый список учебников, введены три типа школ:
приходские, уездные училища и гимназии (или губернские училища). В школах могли
учиться дети из любых сословий, образование в первых двух было бесплатным.
В 1802 году император Александр
I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность
(за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также
преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать
начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети.
Все население империи получило
доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864
году земств — выборных органов местного самоуправления. В земских школах
учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику,
Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми
лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы.
После Октябрьской революции 1917 года Советская Республика ставила ей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним: начальным - с 1 по 4 класс; неполным средним - с 5-го по 7-й; средним - 10 классов. Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ: Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений.