Опыт, полученный в конкурсе, соответствует целому семестру в университете

Опыт, полученный в конкурсе, соответствует целому семестру в университете

УЧЕНИЕ – К МУДРОСТИ ДВИЖЕНИЕ

2023 год для сферы образования имеет особое символическое значение. Этот год объявлен годом педагога и наставника, в этом году отмечают 175 лет со дня рождения великого чувашского просветителя И. Я. Яковлева. А еще в этом году прошел первый в истории Чувашии конкурс „Лучший педагог образовательного учреждения обучающихся с ОВЗ". Я, учитель, руководитель методобъединения начальных классов, сегодня беру интервью у своего коллеги, психолога, педагога, нашего земляка - Шумерлинца, одного из участников практического этапа этого конкурсного мероприятия Сорокина Алексея Вениаминовича, который входит в 20-ку лучших специалистов образовательных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ.

Алексей Вениаминович расскажет о пройденном недавно конкурсе, даст наставления педагогам, которым предстоит участие в подобных ответственных мероприятиях, а также немного познакомит читателя с новым для нашего общества профессией психолога, о работе которых мы все чаще слышим. И мы считаем, что в этом году разговаривать об образовании особенно актуально, потому что это область является одна из главных для нашего общества.

Расскажите о себе, о школе и об особенностях вашей деятельности в школе.

Здравствуйте, я работаю педагогом-психологом в Шумерлинской школе-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа занимается обучением категории детей, которые в следствии тех или иных ограничений возможности здоровья не могут обучаться по стандартным общеобразовательным программам, и для них предусмотрены адаптированные программы. Наша школа интернатного типа, то есть имеет возможность представлять условия проживания отдаленно проживающимся ученикам.

Я работаю в этой школе 2 года. По образованию я психолог, проходил профессиональную переподготовку в области психологического консультирования, клинической психологии, а также ряд курсов повышения квалификации, ориентированные на работу с обучающимися ОВЗ.

Работа педагога-психолога ведется в двух направлениях. Первая - психокоррекция обучающихся с ОВЗ, которая заключается в непосредственном исправлении их нарушений. Психокоррекция ведется как на исправление или компенсацию психофизиологических нарушений ребенка, так и работу с самой личностью ребенка, с его эмоционально-волевой сферой. Работа с личностью включает кризисную психологическую помощь и психопрофилактику.

Второе направление – психологическое сопровождении всех участников образовательного процесса, это предполагает работу с педагогами по решению их рабочих и личных вопросов. Отдельного внимания заслуживает работа с родителями. Здесь, например, мне помогает подготовка в области психологического консультирования, так как одной из форм деятельности с родителями является проведение психологических консультаций в краткосрочных и продолжительных форматах.

Об особенностях психологической деятельности, особенно со взрослыми, я готов рассказывать много и долго, возможно, это будет тема для другой беседы.

Широкую известность имеет традиционный конкурс Учитель года, в чём особенность конкурса «Лучший педагог образовательного учреждения обучающихся с ОВЗ»?

Отличием этого конкурса от традиционного «Учитель года» является ряд признаков.

В первую очередь, конкурс «Лучший педагог образовательного учреждения обучающихся с ОВЗ» – это новый конкурсный формат, который впервые появился в 2023 году, в год Педагога и наставника.

Следующим важным признаком является то, что в этом конкурсе одним из главных критериев оценивания является коррекционный компонент, то есть не просто дать знания обучающемуся ОВЗ, но и внести вклад в исправлении его ограниченности в здоровье.

Также формат конкурса позволяет проявить себя школам и педагогам, которые занимаются обучением и развитием обучающихся с ОВЗ, на работу которых ранее не привлекалось столь широкое внимание общественности. А еще важно то, что подобный конкурс позволяет обратить внимание общественности на обучающихся с ОВЗ. Какие бы наши дети не были, все они часть нашего общества, и важно то, что, зная о них, принимая их такими как есть, общество становится более цельным, гармоничным, чутким и более толерантным.

Другой особенностью является то, что участники конкурса имеют возможность поделиться своим опытом коррекционной работы, что даст возможность расширить, совершенствовать методическую базу отдельных педагогов, чтобы учитель (или профильный специалист) мог лучше донести знания до обучающихся, исправить в них ограниченность в здоровье.

 

Как вы решились участвовать в конкурсе, был ли у вас опыт выступления в подобных форматах?

Впервые о конкурсе узнал из рабочей рассылки документов на почту. Прочитав конкурсное положение, у меня сформировались общие представления о формате, на которое я отреагировал с настороженностью, подумав, что с моим небольшим опытом работы пока лучше инициативы не проявлять.

Потом спустя какое-то время завучи выразили своё доверие ко мне и сказали попробовать принять участие в этом конкурсе. Я принял это предложение со смешанными чувствами, было и чувство внутреннего сопротивления, оттенки тревоги и одновременно чувство живого интереса, и с таким настроем начал более глубже разбираться в конкурсных заданиях. С каждым днём подготовки, я больше укреплялся в мыслях о верности решения участия в конкурсе.

Следует добавить, что конкурс состоял из двух этапов: заочного и очного. Вначале были отправлены конкурсные задания на заочный этап. Через некоторое время завучи донесли до меня радостную новость о том, что я прошел первый заочный тур и перешёл во второй очный этап. И я с большим усердием и уверенностью продолжил готовиться к следующему этапу.

Я ранее выступал на различных семинарах и фестивалях, в области педагогики и психокоррекции, в том числе региональных, но участие в таком конкурсном формате у меня впервые.

Расскажите в общих чертах из чего состояла подготовка к конкурсу

Спасибо за вопрос. Для кого-то этап подготовки к конкурсу может восприниматься чем-то второстепенным, но на самом деле на этапе подготовки была проделана колоссальная и ресурсоемкая работа по формированию и оттачиванию конкурсного материала.

Здесь целесообразно рассказать об конкурсных заданиях, потому что вся подготовка соответствовала условиям конкурсных заданий.

На заочном этапе было 2 конкурсных задания, среди которых одним из сложных для меня представлялось «Педагогическая технология», в котором требовались элементы новизны.

Я очень долго вынашивал мысли по поводу педагогической технологии, ее теме и содержанию, и в конце концов, опираясь на свой небольшой опыт, специфику деятельности, а также интерес к науке, я смог спроектировать и раскрыть, на мой взгляд, очень хорошую педагогическую технологию, которая имела высокие критерии оценивания, что позволило мне набрать достаточно баллов для прохождения в следующий тур.

В общих словах, моя педагогическая технология называется «Когнитивная конвргенция», это такой подход, когда в изучении какого-то предметного материала у ребёнка подключаются и более интенсивно функционируют различные познавательные процессы (внимание, память, мышление и т.п.), что в конечном способствует более легкому усвоению предметного материала.

Подготовка к очному (практическому) этапу состояло в разработке трех конкурсный заданий.

На конкурсное задание «Урок», была обозначена тема урока «Чтение – веселое увлечение и к мудрости движение», целью которого являлось формирование навыка беглого чтения и, в широком смысле слова, приобщения к чтению, что актуально для обучающихся 4-х классов, которым в следующем году предстоит обучаться в 5 классе. В подготовке к уроку внесли свой вклад и поделились опытом педагоги начальных классов.

В конкурсном задании «Мастер-класс» я делился практическим опытом формирования пространственных представлений, а также адаптации к формату школьного урока.

На конкурсный этап «Педагогический совет», который был посвящен актуальным задачам современного образования, мной был проведен анализ ФГОС и разработана тема, связанная с воспитанием подрастающего поколения.

Как я говорил ранее, велась очень интенсивная и ресурсоемкая подготовка. И интересно отметить то, что возникший при этом стресс не угнетал меня, а наоборот, поддерживал высокий тонус к деятельности, я практически не испытывал чувство усталости, даже несмотря на то, что спать приходилось, особенно в последнюю неделю перед выступлением по 3-4 часа. В целом я ответственно и старательно подошел к подготовке. Однако на практике мне пришлось соревноваться с равными мне соперниками, среди которых была такая же высокая подготовленность и соответственно конкуренция.

 

Чем особенно запомнился конкурсный день?

Конкурсный день запомнился с самого начала, это в первую очередь организационной частью. Была эстетичная конкурсная атрибутика, яркое открытие, добрые пожелания нам, конкурсантам, волнение в глазах у всех участников.

Время и очередность конкурсных выступлений для меня было комфортное, так как по жеребьевке я выступал в середине.

Мне запомнились все участники конкурса. Это обучающиеся: заинтересованные, красивые, нарядные, в однообразной школьной форме. Это и жюри, очень пытливые, тактичные и компетентные специалисты.

Отдельно хочется сказать про конкурсантов педагогов, во-первых, это были все женщины. Мне запомнилось их культура и проявление самых высоких человеческих качеств, таких как уважение, доброта, взаимпоподдержка, неподдельное доверие, открытость, юмор, желание приободрить друг друга, что даже привело к снижению чувства конкуренции. Я с уверенностью могу сказать, что педагоги так же, как и за себя волновались и друг за друга, были рады успеху и победе своих соперников. Все эти эпитеты соответствовали всем конкурсантам, потому что это было двадцатка лучших педагогов, работающих с детьми ОВЗ Чувашской Республики.

По своим ощущениям так же могу вспомнить чувство напряженности, ожидания, интриги, которые сохранялись до последней минуты, до объявления пятерки лауреатов, в число которых я увы не попал.

Как вы считаете, что вам не хватило для победы?

Вопрос, конечно, хороший. Если взять подготовленный материал и практическую часть, то всё было сделано мной на довольно высоком качественном уровне.

Но после прохождения практической части я посмотрел на свою деятельность со стороны и смог подметить определенные детали, неточности которых мог бы её избежать.

Например, на этапе «Урок», я сделал большую ставку на структуре урока, хотя более выигрышным было бы показать практическую работу и взаимодействие с учениками.

Так же я впоследствии понял, что нужно было ставить больший акцент на компоненте наставничества, отмечать возможность проявления у детей взаимоотношений наставничества.

Конкурсный урок был укороченный и детям возможно не хватило времени больше углубиться в предложенную коррекционную методику, которая для них была совершенно новой.

Все же для меня победа и награда – это полученный опыт, обогащение своих знаний, умений и навыков в ходе участия в конкурсе.

Я, иногда, в шутку ловил себя на мысли, что опыт, полученный в этом конкурсе соответствует одному семестру в университете.

Что бы вы пожелали педагогам, которые будут участвовать в конкурсе Учитель года?

Важно отметить и осознать ценность конкурсов подобного формата. Эти конкурсы способствуют обогащению и эволюции всей образовательной практики. И очень хорошо, когда отдельный учитель становится причастным к этой деятельности.

Для педагогов и профильных специалистов образования существует множество конкурсных форматов, относительно традиционного конкурса «Учитель года», это «Педагог-психолог года», «Дефектолог года», «Воспитатель года», а с 2023 года, еще «Лучший педагог образовательной организации для детей с ОВЗ». В этих конкурсах педагог участник растет сам и повышает престиж своего учебного заведения.

В первую очередь хочу пожелать педагогам большей любви к своей профессии учителя, чувства высокого самоуважения к себе и мужества. От этих чувств зарождаются желания, мотивация участвовать в подобных конкурсах. Если у педагога появляется осознание того, что у него есть интересный материал, методика преподавания, коррекции и отточенный опыт, то можно попробовать дерзнуть в первую очередь самому себе, и сказать, «Почему бы и нет?». И если сделан этот маленький шаг перед самим собою, то он откроет педагогу дверь в мир конкурса.

Участникам будущих конкурсов в сфере образования желаю стойкости, уверенности, последовательности и удачи. Каждый в конкурсе получит свое, кто-то опыт, кто-то победу. И пусть победит сильнейший.

- Спасибо вам за такой интересный рассказ и содержательные ответы.

- Благодарю вас за интервью, Людмила Николаевна. Я был рад вашим вопросам.


Беседовала Л.Н.Арсентьева, учитель Шумерлинской школы-интерната, руководитель методобъединения