Министерство просвещения Российской Федерации по вопросу актуализации рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы информирует о том, что в соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требования в Российской Федерации» с 1 сентября 2023 г. образовательная деятельность в общеобразовательных организациях будет осуществляться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и соответствующими федеральными основными образовательными программами. Минпросвещения России утверждены федеральные основные образовательные программы (приказы от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования», от 18 мая 2023 г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования», от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»), которые в свою очередь содержат федеральные рабочие программы воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
В соответствии с частью 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) общеобразовательным организациям необходимо привести рабочие программы воспитания, календарные планы воспитательной работы начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствие с федеральными основными образовательными программами соответствующего уровня.
Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ в части воспитания должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной рабочей программы воспитания.
Минпросвещения России обращает внимание, что ФГОС общего образования установлена вариативность содержания основных образовательных программ. В этой связи вариативную часть рабочих программ воспитания составляют (могут составлять) следующие компоненты:
1) в целевом разделе — сформулированные, при необходимости, самостоятельно общеобразовательной организацией дополнительные целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся с учетом ее специфики (организационно-правовая форма, ведомственная принадлежность, контингент обучающихся и их родителей (законных представителей), направленность реализуемых образовательных программ, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей, учитывающих этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся и т.п.). При этом дополнительные целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся не должны противоречить целевым ориентирам результатов воспитания обучающихся, указанным в федеральных рабочих программах воспитания на всех уровнях общего образования или дублировать их;
2) в содержательном разделе — определенные, сформулированные самостоятельно общеобразовательной организацией конкретные характеристики ее уклада; конкретные виды, формы и содержание планируемой в общеобразовательной организации воспитательной деятельности по всем содержательным модулям, направлениям деятельности, как по основным модулям (урочная деятельность, внеурочная деятельность и т.д.), так и дополнительным модулям (дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа, школьный музей и т.д.), а также по тем модулям, которые, при необходимости, могут быть разработаны в общеобразовательной организации. Последовательность описания, планирования видов, форм и содержания воспитательной деятельности по модулям также определяется общеобразовательной организацией самостоятельно;
3) в организационном разделе — сформулированные самостоятельно общеобразовательной организацией конкретные позиции в отношении кадрового и нормативно-методического обеспечения реализации рабочих программ воспитания (единой рабочей программы воспитания и/или рабочих программ воспитания по уровням общего образования); требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями (при наличии таких обучающихся на разных уровнях общего образования); система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся; анализ воспитательного процесса, его результатов;
4) в календарном плане воспитательной работы в общеобразовательной организации и/или в календарных планах воспитательной работы в составе основных общеобразовательных программ — иные мероприятия, события, кроме указанных в федеральной рабочей программе воспитания (часть 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ), в федеральных календарных планах воспитательной работы в составе ФОП НОО (пункт 174), ФОП ООО (пункт 170), ФОП СОО (пункт 134).
Кроме того, Минпросвещения России сформирован примерный календарный план воспитательной работы и перечень мероприятий на 2023/2024 учебный год (далее соответственно — примерный план, перечень).
Примерный план и перечень будут размещены на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» https://институтвоспитания.рф/.
Принимая во внимание разработку примерного плана и перечня на ежегодной основе с включением в них в том числе мероприятий и юбилейных дат, отсутствующих в федеральном календарном плане, образовательные организации также вправе использовать указанные примерный план и перечень при разработке календарных планов воспитательной работы.
Вариативный компонент федеральных рабочих программ воспитания, реализуемых в общеобразовательных организациях, разрабатывается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей).