Приближается новый учебный год. 1 сентября школьники
отправятся в школы получать новые знания, а родители будут волноваться не
только об отметках, но и о здоровье, и о психологическом состоянии своих детей.
Будет ли чадо хорошо учиться, станет ли ходить на обучение с
удовольствием, одолеет ли немалый объем программного материала? В какую школу
отправить ребёнка, если он прошёл психолого-медико-педагогическую комиссию
(ПМПК) и получил статус ребёнка с ОВЗ и
рекомендацию обучаться по адаптированной программе?
Чтобы школа не принесла неприятных сюрпризов, к учебному году
нужно подготовиться не только школьникам, но и их родителям.
Многие определились с выбором школы, но кто- то думает о том,
чтобы сменить школу по той или иной причине. Перед родителями детей с ограниченными
возможностями здоровья часто встает вопрос, что выбрать: обычную школу или
специализированное коррекционное учреждение?
Многолетний
опыт работы с детьми в массовой школе и с детьми ОВЗ даёт мне возможность сравнивать их
особенности, возможности и проблемы в
обучении и воспитании.
Хочется
дать родителям некоторые советы.
Если
ваш особенный ребенок нуждается в помощи коррекционных педагогов-специалистов,
наберитесь мужества и посмотрите правде в глаза. Можно долго не замечать
трудностей, но рано или поздно это всё равно придется сделать. Последуйте
советам педагогов. Я от души желаю родителям прислушаться к их мнению. Скажут:
«Лучше вашему ребенку обучаться по адаптированным программам», – так и
сделайте. Никто не хочет вашему ребенку плохого. Поверьте, мы тоже заинтересованы
в том, чтобы наша помощь пришла вовремя.
К
сожалению, часто бывает так. Растет в семье «особый» ребенок, он не такой, как
все. Некоторые родители это, конечно, знают, но делают вид, что все хорошо.
Приходит время, надо идти ребенку в школу: но он не знает букв, не может
научиться читать, писать, не способен сосредоточиться и управлять собственным
поведением. И что делают родители? Вместо того, чтобы, осознав всю серьезность
проблем, начать обучение ребенка адаптированным программам, они задерживают его
в детском саду или, что удивительно, дома. Объясняют это тем, что он еще не
готов к школе, что ему надо год или два подрасти, и тогда все его проблемы сами
собой разрешатся.
Так поступать в корне неправильно. Проблемы
никуда не уйдут, а будут только усугубляться. Самое время посоветоваться с педагогами,
со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),
определить есть ли серьёзные нарушения или у ребёнка отставание, задержка в
развитии.
Обратиться в эту комиссию можно в
любое время. Но если у ребенка возникла проблема, если она «кричит», педагоги в
любом случае пойдут навстречу, соберутся, тщательно все изучат. Могут направить
даже в середине учебного года на консультацию в республиканскую комиссию или в
медицинские учреждения, чтобы сделать правильные выводы, а затем дать
необходимые рекомендации. Но почему-то родители, даже еще не обратившись в
комиссию, уже заведомо настроены против того, что им будет рекомендовано. В
частности, с большим нежеланием они консультируются с ребенком у психиатра,
отказываются идти на комиссию, игнорируют советы педагогов, а об учебе по
адаптированным программам в школе для обучающихся с ОВЗ некоторые из родителей
даже слышать не хотят. Они даже не понимают, от чего отказываются.
Я
бы посоветовала сначала съездить в предлагаемую школу, посмотреть, имеются ли
здесь условия для обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ, познакомиться с
вариантами адаптированных программ, а потом уже принимать окончательное
решение. Из своей практики я не припомню, чтобы кто-то из родителей
впоследствии забрал своего ребенка обратно. Со временем родители понимают, что
согласие на обучение по специальной программе было единственно правильным
решением.
Право
выбора учебного заведения в любом случае остается за родителями, об этом
говорится и в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Так
что решение, где учиться ребенку, принимают родители. И чаще всего их решение в
пользу массовой, а не специализированной школы.
И
вот особый ребенок приходит в первый класс обычной общеобразовательной школы.
За дополнительные два года, что он провел в детском саду или дома, практически
ничего не изменилось – проблемы со здоровьем как были, так и есть.А в
результате упущено время, ребенок в начальной школе учиться не может, а просто
отсиживает время.
Иногда
и учитель не очень хорошо понимает, какой перед ним ребенок, ведь диагноз
ученика ему чаще всего не известен. Из каких-то даже, может быть, самых добрых
побуждений он ставит ученику неоправданные оценки: тройки, четверки, а то и
пятерки.
Ребенок
просидел начальную школу, затем переходит совершенно неподготовленный в среднее
звено. Вот здесь-то и появляются проблемы, да такие, при которых педагоги уже
помочь не могут. Впереди ещё ОГЭ! И рекомендуют его в коррекционную школу. Родители
начинают винить педагогов, которые вовремя не обнаружили, не подсказали, не
определили доступную программу обучения.
На
этом этапе появляются трудности и у ребенка: учеба ему не дается, он понимает,
что не такой, как все, окружающие его дети это тоже заметили.
В
результате ребенок не может,не хочет, не
учится и не будет учиться.Он не просто
останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и
умений. Есть дети, которые не в состоянии учиться в массовой школе, так
как степень их заболевания настолько тяжела, что они нуждаются в индивидуальной
помощи специалистов более высокой квалификации и в условиях более подходящих
для того, чтобы освоить школьную программу. Именно такая помощь оказывается
детям в с коррекционных учреждениях.
Однако школьная
жизнь у нашего ученика могла сложиться совершенно иначе, если бы он вовремя
поступил в коррекционное учреждение, где ему стали бы помогать специалисты.
Такая школа есть в г. Шумерля - БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа-
интернат для обучающихся с ОВЗ». Здесь созданы необходимые
условия, чтобы удовлетворить образовательные потребности каждого ребенка: индивидуальный и дифференцированный
подход на уроках, специально оборудованные кабинеты и мастерские, специальные
приёмы, наглядность и дидактика
разъяснения материала, специальная организация режима и наполняемость классов,
питание, лечение, единая работа дефектологов, логопедов, психолога, социальных
педагогов, медиков, учителей, воспитателей. Учитывая состояние здоровья детей,
организовано очное, заочное, дистанционное, домашнее обучение. Обучение
ведётся по адаптированным программам,
основной целью которых является коррекция нарушений интеллектуального
развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Эта программа кардинальным образом отличается от массовой общеобразовательной. Она
предполагает другой
учебный план, следовательно, другие предметы и другое
количество часов по каждому из них. Кроме того, такие предметы, как иностранный
язык, физика, химия, и вовсе отсутствуют. Другое содержание, объём и глубина учебного
материала, и, соответственно этому, другой уровень знаний, умений и
навыков. Другие
учебники и методы и приёмы обучения, другие экзамены по окончании
сроков обучения.
Работают здесь педагоги, способные реализовать
особые образовательные потребности детей данной категории, создать
психологическую, нравственную атмосферу, в которой особый ребенок перестанет
ощущать себя не таким как все. В школе детям комфортно, так как
они не чувствуют себя ущемлёнными, задания для них посильны, общение происходит
на одном уровне, потому нет почвы для лишних комплексов. Недостаток знаний по
тому или иному предмету педагоги компенсируют постепенно в результате
индивидуальной работы и дифференцированного подхода.
В нашей школе ребенок попадает в свою
среду. У
него начинается активное участие во всех классных мероприятиях, появляется вдохновение,
хорошие оценки. Он получает те знания, которые может освоить в
силу своего психического состояния и в целом состояния здоровья. На эти
доступные, полученные им знания, он может в дальнейшем рассчитывать в жизни.
После окончания школы ученик может
поступить в учреждение профессионального образования, получить профессию и в
дальнейшем стать самостоятельным. Сейчас очень многие профессиональные
колледжи и техникумы принимают детей, закончивших школу по адаптированной
программе, т.е. у них есть все шансы получить рабочую профессию и устроиться в
жизни.
Наша школа -это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может
реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в
полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
До начала учебного года осталось совсем мало
времени. 1 сентября школьные коридоры, классы вновь наполнятся детскими голосами; загоревшие
и отдохнувшие за лето ребята сядут за парты, и начнется новый учебный год.
Хочу
пожелать всем нам удачи, здоровья, а тем родителям, которые ещё не выбрали
образовательное учреждение,- адекватно оценивать возможности своего ребёнка и
правильно определить образовательный маршрут. Обратитесь к хорошим специалистам,
обеспечьте ребёнку квалифицированную медицинскую и психологическую помощь, а
также обучение.И чем раньше начато лечение и специальное обучение, тем больше
шансов на успех. Практика показывает, что даже в тяжелых и малонадежных
случаях при грамотном подходе, систематическом взаимодействии специалистов и
родителей могут быть достигнуты существенные сдвиги.
Хочу
предостеречь родителей и от другой ошибки, которую они часто пытаются
совершить. Родители, начитанные и наслышанные об инклюзивном образовании,
предполагающей совместное обучение больных детей со здоровыми, могут мне
возразить – сейчас, мол, это только приветствуется, а вы отговариваете.
Действительно, сейчас инклюзивное образование на слуху у многих по той простой
причине, что на правительственном уровне множество школ переоборудуются в
рамках программы «Доступная среда». Сразу скажу, к каждому ребенку нужен
индивидуальный подход. Один сможет учиться в массовой школе, другой – нет. А
вот говорить о полномасштабной, массовой интеграции сейчас – это больше чем
заблуждение.
Говоря об интеграции, мы не задумываемся над тем, что если глухие, слепые,
отстающие в умственном развитии дети будут учиться в массовой школе,
следовательно, учитель в одном лице должен быть
тифло-сурдо-олигофренопедагогом. То есть, введение инклюзивного образования
требует не только оснащения школ лифтами, пандусами и туалетами с широкими
дверьми и поручнями, но и качественно другой подготовки педагогов.
Наша школа принимает
в начальные классы и детей с задержкой психического развития (ЗПР). Слово
"задержка" имеет смысл. Задержки имеют свойство преодолеваться со
временем, если только осуществить правильный подход к этому процессу. Дети с ЗПР обучаются по программе массовой
общеобразовательной школы, но с коррекционным уклоном. Система коррекционной работы направлена на компенсацию недостатков
дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения,
преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию
и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их
работоспособности, активизацию познавательной деятельности. После получения
психологической и коррекционной помощи ребёнок может дальше обучаться в
обыкновенной массовой школе.
Шумерлинская
школа- интернат уже распахнула свои двери и, с привычным для неё радушием,
ожидает всех желающих, кому рекомендовано обучение по адаптированной
общеобразовательной программе.
Л.Арсентьева, педагог
Шумерлинской школы-интерната